ПРОЕКТЫ:
Снимок экрана 2016-07-26 в 17.57.23

Москва Михаила Булгакова

Первый в России исследовательский и образовательный мультимедийный проект, посвященный булгаковский местам. Проект включает печатную карту-путеводитель, навигационное мобильное приложение и сайт о булгаковской Москве.

9 126

Выставка «Первая обложка»

Выставка посвящена истории обложки первого прижизненного сборника повестей и рассказов Михаила Булгакова «Дьяволиада», вышедшего в 1925 году в издательстве «Недра». >>>

 

Комната Булгакова

 

Komnata-Bulgakova-01

 

Комната в коммунальной квартире № 50 стала первым московским жилищем Михаила Булгакова.
Пережив разгром Белой армии на Северном Кавказе, навсегда расставшись с младшими братьями, воевавшими в ее рядах, сделав безуспешную попытку эмигрировать вслед за ними, бывший врач отправился завоевывать литературную столицу.
В сентябре 1921 года киевлянин Михаил Булгаков «приехал без денег, без вещей в Москву, чтобы остаться в ней навсегда» – так написал он в автобиографии.
Здесь вместе со своей женой Татьяной Лаппа писатель прожил три года. В полупустой комнате одного из первых домов-коммун, в окружении тяжелого «самогонного быта» был написан его первый роман «Белая гвардия», повести «Записки на манжетах», «Роковые яйца», «Дьяволиада», многие рассказы и фельетоны.
В ноябре 1924 года Михаил Булгаков навсегда покинул дом 10 по Большой Садовой, но не забыл коммунальную квартиру № 50. Спустя несколько лет она стала прототипом «нехорошей квартиры» в романе «Мастер и Маргарита».

 

Приехав в Москву, Михаил Булгаков почти сразу начал вести личный дневник, который охватил три года жизни на Большой Садовой и один год жизни в других московских коммуналках.
Булгаков осознавал масштаб происходящих в обществе перемен и старался ежедневно делать записи о политической обстановке (в мире и стране), а кроме этого, о бытовых мелочах, жизни в «проклятой» квартире No 50, московских новостях — от курса рубля и новых трамвайных маршрутах до локальных пожаров и происшествий — и многом другом.
Следы этих, разной степени значительности, но одинаковой степени важности для Булгакова, событий собраны в виде подлинных вещей и копий в той самой комнате, где был написан дневник. Из этого вороха газет, журналов, книг, афиш и фотографий вырастает образ первых московских лет Михаила Булгакова.

 


фото: Маргарита Басалаева