ПРОЕКТЫ:
Снимок экрана 2016-07-26 в 17.57.23

Москва Михаила Булгакова

Первый в России исследовательский и образовательный мультимедийный проект, посвященный булгаковский местам. Проект включает печатную карту-путеводитель, навигационное мобильное приложение и сайт о булгаковской Москве.

15 641

Центр Булгакова на Арбате

Научно-просветительский центр Музея М.А. Булгакова — новое пространство по адресу: Большой Афанасьевский переулок, 35-37с4.

Белая_гвардия_баннер_2076х720

 

Новое пространство Музея М.А. Булгакова открылось в Большом Афанасьевском переулке, 35-37с4, 15 марта 2023 года. Помещение бывшей районной библиотеки превратилось в мультиформатную площадку, большое и светлое пространство как для широкой аудитории читателей, так и для исследователей биографии и творчества Булгакова.

 

Центр Булгакова на Арбате. Фото: Андрей Орехов; арх. бюро: ХОРА

 

Арбат и арбатские переулки — наряду с «нехорошей квартирой» номер 50 на Большой Садовой, 10 и мемориальной квартирой Булгакова на Большой Пироговской, 35а — еще одно знаковое для писателя место. В соседнем Нащокинском переулке в доме 3–5 (Доме писателей), снесенном в 1978 году, была последняя квартира Булгакова, где он жил с третьей женой Еленой Сергеевной и ее сыном Сергеем. Здесь были написаны «Записки покойника», пьесы «Дон Кихот» и «Батум», до последних дней жизни писателя шла работа над романом «Мастер и Маргарита».

 

Центр Булгакова на Арбате_Фото: Андрей Орехов; арх. бюро: ХОРА

 

Лекторий Центра Булгакова на Арбате доступен для бронирования

У нас вы можете организовать презентацию, провести семинар, тренинг, мастер-класс или просто посмотреть фильм с коллегами или друзьями. Для музыкальных вечеров в лектории есть пианино фирмы «Lirika».
Лекторий рассчитан на 40 мест и оснащен всем необходимым: wi-fi, проектор, экран, жалюзи-блэкаут, стол-трансформер для мастер-классов, флипчарт, маркерная доска. По запросу предоставляются ноутбук и колонки.
Мы также можем оказать техническую, административную и информационную поддержку вашему мероприятию.
Бронирование доступно на сайте mos.ru, подробнее здесь.

ВЫСТАВКИ

«Мемориальный кабинет Мариэтты Чудаковой»

Часть постоянной экспозиции Научно-просветительского центра, посвященная Мариэтте Чудаковой, исследователю биографии и творчества Михаила Булгакова, автору его первой научной биографии и человека, стоявшего у истоков Музея Булгакова в Москве.

Мемориальный кабинет Мариэтты Чудаковой

«Дом писателей»

Дом в Нащокинском переулке под номером 3–5 не сохранился — был снесен в 1978 году. Под одной крышей здесь жили чиновники от литературы, пропагандисты (В.П. Ставский, В.Н. Билль-Белоцерковский) и жертвы советской цензуры (О.Э. Мандельштам). Выставка посвящена жизни в Нащокинском Михаила Булгакова.

«Булгаковский Арбат»

Экспозиция рассказывает о знаковых для Михаила Булгакова адресах на Арбате и в его окрестностях. Здесь жили друзья и коллеги Булгакова, располагались писательские учреждения. Булгаков посещал рестораны Клуба писателей, Дома журналиста, «Прагу», делал покупки в Торгсине. Многие из этих адресов попали на страницы булгаковской прозы.

«Какая-то карикатура, возможно, заметки»

В марте 1932 года Михаил Булгаков пытался выяснить причины запрещения пьесы «Мольер» для постановки в Ленинградском Большом драматическом театре, несмотря на то, что цензура ставить пьесу разрешила. Отчаявшийся писатель просил своего друга Павла Попова: «…может быть, Вы видели в ленинградских газетах след этого дела? Примета: какая-то карикатура, возможно, заметки. Сообщите! Зачем? Не знаю сам. Вероятно, просто горькое удовольствие еще раз взглянуть в глаза подколовшему». Из этой цитаты выросла идея и название выставки.

Михаил Булгаков фотографировался в разных ракурсах и в разных обстоятельствах — он любил подписывать и дарить свои фотографии родным, друзьям и знакомым. Некоторые фотографии попадали в печать, но по-настоящему знаменитым Булгакова сделала одна-единственная фотография и она же стала основой для карикатур и шаржей на писателя.
В сентябре 1926 года перед премьерой своей дебютной пьесы «Дни Турбиных» в МХАТ Михаил Булгаков сфотографировался в монокле (в 1920-е годы на многих карикатурах это была отличительная черта буржуя и нэпмана). Фотография Булгакова в монокле быстро разошлась и стала известной, вызвав негодование критиков и ужас друзей писателя. Позднее Валентин Катаев вспоминал: «Я говорю: „Что такое? Миша! Вы что, с ума сошли?“ Он говорит: „а что? Монокль — это очень хорошо!“»

На долгие годы эта фотография стала визитной карточкой писателя. Даже в 1930-е годы его жена Елена Сергеевна отмечала в дневнике: «В многотиражке „За большевистский фильм“ напечатано несколько слов М. А. о работе над сценарием „Мертвых душ“ и — портрет М. А. — в монокле! Откуда они взяли эту карточку?!»

На выставке вы увидите знаменитую фотографию 1926 года, копии карикатур из журналов («На литературном посту», «Экран», «Комсомолия», «Крокодил») и цитаты современников Михаила Булгакова.

«Белая гвардия. К 100-летию публикации»

В августе 1923 года Михаил Булгаков завершает работу над первой авторской редакцией романа «Белая гвардия». Текст еще не обрел финальной композиции. Каноническая – книжная редакция романа сложится в 1927 – 1929 годах. В письме к Юрию Слезкину Булгаков отмечает: «Роман я кончил, но он еще не переписан, лежит грудой, над которой я много думаю». Взявшись за роман о хаосе гражданской войны, Булгаков использовал излюбленный прием российской культурной истории: в основе созданного им художественного текста – пересечение параллельных миров, реальности и притчи.

Надежды на публикацию текста он связывает с Исаем Лежневым, редактором частного журнала «Россия», прилагающим немалые усилия для спасения своего издательского предприятия от финансового краха. Весной 1923-го журнальное дело Лежнева на грани закрытия. Автор «Белой гвардии» внимательно следит за редакционной жизнью «России», понимая, что Лежнев – «редактор чистой крови и божьей милостью» («Тайному другу»).

«Булгаков и опера. Кармен»

Переехав в Москву, Михаил Афанасьевич часто посещал оперный театр Зимина. В 1936 году, разорвав отношения со МХАТом, он устроился консультантом-либреттистом в Большой театр, и, вероятно, не пропускал ни одного премьерного показа. В ноябре того же года вместе с Еленой Сергеевной, третьей женой писателя, Булгаков посетил оперу «Кармен». Эскизы декораций и костюмов к постановке выполнил Владимир Владимирович Дмитриев (1900–1948).

ЛЕКТОРИЙ

Лекторий Центра Булгакова на Арбате — это специализированная площадка, предоставляющая возможность углубленного погружения в творчество Михаила Булгакова, в культурологический и исторический контекст булгаковской эпохи, рассчитанная на обсуждение широкого круга вопросов.
Здесь проходят лекции, встречи, обсуждения и открытые интервью признанных специалистов — научных сотрудников Музея М.А. Булгакова, исследователей литературы, булгаковедов, журналистов, историков и др.

Лекторий. Фото: Андрей Орехов; арх. бюро: ХОРА

РАСПИСАНИЕ ЛЕКЦИЙ

Друзья, Центр на Арбате подготовил мероприятия на апрель и май. Подробнее о каждом мероприятии по ссылке-регистрации. Ждем вас!

18 апреля, 19:00
Лекция Марии Котовой
«Булгаковская Москва: дом Нирнзее»

В первом московском небоскребе (Дом 10 в Большом Гнездниковском) располагались редакции, частым гостем которых был начинающий писатель Булгаков, прилагавший много усилий, чтобы стать своим человеком в московских литературных кругах. Спустя несколько лет в доме Нирнзее Михаил Афанасьевич познакомился со своей будущей женой Еленой Сергеевной, ставшей прототипом Маргариты в «закатном» романе. Дом стал важной частью художественного мира Михаила Булгакова — об этом доме в контексте жизни Булгакова мы и поговорим на нашей лекции.

Вход свободный по регистрации

25 апреля, 19:00
Лекция Марии Мишуровской
«Весь останусь к Вашим услугам». Жорж Дантес в полемике Михаила Булгакова с Викентием Вересаевым

Лекция посвящена Жоржу Дантесу — герою пьесы Михаила Булгакова «Александр Пушкин», созданной при участии Викентия Вересаева. Поговорим о самых острых моментах полемики драматурга Булгакова с историком литературы Вересаевым.
Вспомнив о двух точках зрения на реального и вымышленного Дантеса, разберем основные приемы, использованные Булгаковым в разработке театрального образа «самонадеянного француза». И найдем ответы на вопросы, — какого Дантеса отстаивал пушкинист Вересаев и почему Булгаков видел своего героя зловещим?

Вход свободный по регистрации
27 апреля,17:00
Лекция Юлии Ерохиной (эксперт БРЭ*)
«Закон, справедливость и свобода выбора в современных российских комиксах»

Индустрия комиксов в России стремительно развивается. Выходят как классические произведения, так и работы начинающих авторов. В лекции предлагается поиск ответа на вопрос, который интересен сегодня: будет ли в российских комиксах национальный герой и если да, то какой? Материалом для исследования послужили комиксы «Брат. 25 лет», взаимосвязанные с дилогией картин Алексея Балабанова, серия комиксов о майоре МВД Игоре Громе издательства Bubble Comics; комиксы серии «Бычий цепень», вышедшие в издательстве Molot Hardcorp. В каждой истории иконические и символические компоненты находятся во взаимодействии друг с другом. Для героев комиксов не важно, каким способом они добьются социальной справедливости, в связи с этим анализируется применение правовых и неправовых средств разрешения конфликтов, выявляются причины правового нигилизма.

Юлия Ерохина, кандидат юридических наук, доцент, руководитель Центра исследований права и культуры, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Юридического факультета Государственного академического университета гуманитарных наук, член Профессионального союза художников России, член редсовета (International Advisor) журнала “International Journal for the Semiotics of Law – Revue internationale de Sémiotique juridique”.

*Лекция проходит в рамках совместного проекта музея с Большой российской энциклопедией

Вход свободный по регистрации
27 апреля, 17:00
YouTube-лекция Ивана Назарова (онлайн)
«Не читайте советских газет»

Лекция будет посвящена событиям апреля 1933 года, отраженным в советской прессе. На лекции мы поговорим о вредителях на электростанциях и женских велосипедах, узнаем, как доказать теорему о 24 углах и как повторно издать «Мертвые души», споем частушки Маяковского о метрополитене и увидим, как в Берлине жгут книги.

Лекция будет доступна на YouTube-канале музея
3 мая, 19:00 (Обратите внимание! Лекция перенесена с 28 апреля, 17:00)
Лекция Артема Зубова (эксперт БРЭ*)
«Вымышленные языки в фантастике»

Изобретение языков — одна из частых стратегий создания воображаемых миров. Вымышленный язык позволяет фантастам одновременно и отдалить читателя от фантастического мира и населяющих его существ, и приблизить, показать их реалистичность. Но не менее важны для фантастики и обычные, существующие языки, ведь именно язык служит «порталом», через который читатель погружается в придуманный автором фантастический мир. На лекции мы рассмотрим приемы создания вымышленных языков, поговорим об их функциях в произведениях, а также о роли языка в фантастике в целом.

Артем Зубов, кандидат филологических наук, преподаватель филологического факультета МГУ, автор научно-образовательного портала «Большая российская энциклопедия».

*Лекция проходит в рамках совместного проекта музея с Большой российской энциклопедией

Вход свободный по регистрации

АРХИВ ЛЕКЦИЙ

СТУДИИ, КЛУБЫ, СОБЫТИЯ

ВЕЧЕР ВИНИЛА
10 апреля, 19:00
17 апреля, 19:00
Лектор: Борис Логвин, коллекционер, специалист Vinyl Market

Print

Вместе с нашими соседями — магазином Vinyl Market — приглашаем любителей качественной музыки и коллекционеров пластинок, начинающих и со стажем, на встречи Винилового клуба.

Что такое «яблоко»? Сколько у пластинки конвертов и зачем? Мыть пластики – да или нет? Как хранить винил, где покупать и продавать? Почему качество записи первой дорожки отличается от последней? В чем особое очарование винила как аудионосителя по сравнению с цифрой в наше время? Какое оно – сообщество виниломанов и чем оно отличаются от «братства» аудиофилов? На эти и многие другие вопросы вы сможете получить ответы на встречах клуба.

Вход свободный по регистрации.

РЕГИСТРАЦИЯ

АВАНГАРДНЫЙ КИНОКЛУБ
Расписание скоро появится
Кураторы: Тихон Пендюрин и Никита Ермолаев

Print

Центр Булгакова на Арбате открывает свои двери любителям качественного и нетривиального кинематографа. Раз в две недели мы собираемся в Лектории Центра, который превращается в кинозал, и смотрим режиссерские версии самых интересных авторских фильмов, обсуждаем их, встречаемся с режиссерами, сценаристами, актерами и продюсерами.

Кураторы киноклуба Тихон Пендюрин и Никита Ермолаев.

Тихон Пендюрин – кинематографист. Участник кинообъединения «Луч». Участник творческого объединения «Манифест. Отборщик фестиваля экспериментального любительского кино «Внутри». Соучредитель и генеральный директор кинокомпании «Космосфильм». Режиссерские, продюсерские и операторские работы представлены на Роттердамском кинофестивале, Берлинском кинофестивале, MIEFF, Венском международном кинофестивале, Anthology Film Archives, Послание к человеку и других.

Никита Ермолаев – кинокритик, искусствовед и кинематографист.

Участие бесплатное по регистрации.
КНИЖНЫЙ КЛУБ
19 апреля, 18:30

Кураторы: Елена Михайлова, старший научный сотрудник музея Михаила Булгакова и заведующая Научно-просветительским центром, и Вера Левченко, актриса.

Вход свободный, необходимо заполнить анкету.

КОНЦЕРТЫ И СПЕКТАКЛИ

Расписание скоро появится

ЭКСКУРСИИ



Обзорные экскурсии в Центре Булгакова на Арбате
Научно-просветительский центр Музея М.А. Булгакова приглашает на бесплатные экскурсии по новому пространству. Расскажем о выставках, которые сегодня проходят в Центре, и откроем двери фонда рукописных документов, где ведется научная работа и разбор архивов. Экскурсии ведет старший научный сотрудник Научно-просветительского центра Музея М.А. Булгакова Мария Мишуровская.
Дата экскурсии появится позже.

 

БИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ

Фото: Андрей Орехов; арх. бюро: ХОРА

В Центре Булгакова на Арбате работает библиотечный абонемент. Здесь представлена русская и зарубежная классическая и современная художественная литература, книги по истории, философии, изобразительному искусству, театру, кино, музыке, большая коллекция нотных изданий, литературоведение — монографии и статьи, посвященные жизни и творчеству Михаила Булгакова и других писателей.
Чтобы брать книги на дом сроком до 30 дней, вам необходимо оформить у администратора читательский билет. При себе нужно иметь паспорт.
Вопросы по работе Центра можно отправлять на адрес:
center.musbulgakova@culture.mos.ru

 

КОЛЛЕКЦИЯ РЕДКИХ КНИГ И ФОНД РУКОПИСНЫХ ДОКУМЕНТОВ

По запросу в Центре вам смогут предоставить доступ к редким документам из архивов ведущих булгаковедов: Мариэтты Омаровны Чудаковой, Александра Алексеевича Нинова и других.
В скором времени будет организован доступ к цифровым фондам Музея М.А. Булгакова, можно будет получить консультации специалистов всем, кто пишет школьный реферат, студенческую курсовую, диплом или кандидатскую по Булгакову и его эпохе.

Фото: Андрей Орехов; арх. бюро: ХОРА

Фото: Андрей Орехов; арх. бюро: ХОРА

12+

 

РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА МУЗЕЯ М.А. БУЛГАКОВА В БОЛЬШОМ АФАНАСЬЕВСКОМ ПЕРЕУЛКЕ, 35-37С4

 

Понедельник выходной
Вторник 12:00—20:00
Среда 12:00—20:00
Четверг 12:00—20:00
Пятница 12:00—20:00
Суббота 12:00—20:00
Воскресенье 12:00—20:00

Телефон Научно-просветительского центра в Большом Афанасьевском пер., 35-37с4:
+7 (495) 697-11-70
Вопросы по работе Центра можно отправлять на адрес:
center.musbulgakova@culture.mos.ru

КАК ПОПАСТЬ В НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР МУЗЕЯ БУЛГАКОВА

 

АДРЕС:
Москва, Большой Афанасьевский пер., дом 35-37с4 (вход со стороны Староконюшенного переулка).

ПРОЕЗД:
пешком со Старого Арбата (станции метро «Смоленская», «Арбатская») — в Староконюшенный переулок до дома № 32, далее по дорожке вверх, мимо Галереи современного искусства; или с Большого Афанасьевского переулка (от станции метро Кропоткинская) — во двор за школой № 1231.

Карта Центра Булгакова на Арбате