ПРОЕКТЫ:
Снимок экрана 2016-07-26 в 17.57.23

Москва Михаила Булгакова

Первый в России исследовательский и образовательный мультимедийный проект, посвященный булгаковский местам. Проект включает печатную карту-путеводитель, навигационное мобильное приложение и сайт о булгаковской Москве.

15 742

Центр Булгакова на Арбате

Научно-просветительский центр Музея М.А. Булгакова — новое пространство по адресу: Большой Афанасьевский переулок, 35-37с4.

Белая_гвардия_баннер_2076х720

 

Новое пространство Музея М.А. Булгакова открылось в Большом Афанасьевском переулке, 35-37с4, 15 марта 2023 года. Помещение бывшей районной библиотеки превратилось в мультиформатную площадку, большое и светлое пространство как для широкой аудитории читателей, так и для исследователей биографии и творчества Булгакова.

 

Центр Булгакова на Арбате. Фото: Андрей Орехов; арх. бюро: ХОРА

 

Арбат и арбатские переулки — наряду с «нехорошей квартирой» номер 50 на Большой Садовой, 10 и мемориальной квартирой Булгакова на Большой Пироговской, 35а — еще одно знаковое для писателя место. В соседнем Нащокинском переулке в доме 3–5 (Доме писателей), снесенном в 1978 году, была последняя квартира Булгакова, где он жил с третьей женой Еленой Сергеевной и ее сыном Сергеем. Здесь были написаны «Записки покойника», пьесы «Дон Кихот» и «Батум», до последних дней жизни писателя шла работа над романом «Мастер и Маргарита».

 

Центр Булгакова на Арбате_Фото: Андрей Орехов; арх. бюро: ХОРА

 

Лекторий Центра Булгакова на Арбате доступен для бронирования

У нас вы можете организовать презентацию, провести семинар, тренинг, мастер-класс или просто посмотреть фильм с коллегами или друзьями. Для музыкальных вечеров в лектории есть пианино фирмы «Lirika».
Лекторий рассчитан на 40 мест и оснащен всем необходимым: wi-fi, проектор, экран, жалюзи-блэкаут, стол-трансформер для мастер-классов, флипчарт, маркерная доска. По запросу предоставляются ноутбук и колонки.
Мы также можем оказать техническую, административную и информационную поддержку вашему мероприятию.
Бронирование доступно на сайте mos.ru, подробнее здесь.

ВЫСТАВКИ

«Мемориальный кабинет Мариэтты Чудаковой»

Часть постоянной экспозиции Научно-просветительского центра, посвященная Мариэтте Чудаковой, исследователю биографии и творчества Михаила Булгакова, автору его первой научной биографии и человека, стоявшего у истоков Музея Булгакова в Москве.

Мемориальный кабинет Мариэтты Чудаковой

«Дом писателей»

Дом в Нащокинском переулке под номером 3–5 не сохранился — был снесен в 1978 году. Под одной крышей здесь жили чиновники от литературы, пропагандисты (В.П. Ставский, В.Н. Билль-Белоцерковский) и жертвы советской цензуры (О.Э. Мандельштам). Выставка посвящена жизни в Нащокинском Михаила Булгакова.

«Булгаковский Арбат»

Экспозиция рассказывает о знаковых для Михаила Булгакова адресах на Арбате и в его окрестностях. Здесь жили друзья и коллеги Булгакова, располагались писательские учреждения. Булгаков посещал рестораны Клуба писателей, Дома журналиста, «Прагу», делал покупки в Торгсине. Многие из этих адресов попали на страницы булгаковской прозы.

«Какая-то карикатура, возможно, заметки»

В марте 1932 года Михаил Булгаков пытался выяснить причины запрещения пьесы «Мольер» для постановки в Ленинградском Большом драматическом театре, несмотря на то, что цензура ставить пьесу разрешила. Отчаявшийся писатель просил своего друга Павла Попова: «…может быть, Вы видели в ленинградских газетах след этого дела? Примета: какая-то карикатура, возможно, заметки. Сообщите! Зачем? Не знаю сам. Вероятно, просто горькое удовольствие еще раз взглянуть в глаза подколовшему». Из этой цитаты выросла идея и название выставки.

Михаил Булгаков фотографировался в разных ракурсах и в разных обстоятельствах — он любил подписывать и дарить свои фотографии родным, друзьям и знакомым. Некоторые фотографии попадали в печать, но по-настоящему знаменитым Булгакова сделала одна-единственная фотография и она же стала основой для карикатур и шаржей на писателя.
В сентябре 1926 года перед премьерой своей дебютной пьесы «Дни Турбиных» в МХАТ Михаил Булгаков сфотографировался в монокле (в 1920-е годы на многих карикатурах это была отличительная черта буржуя и нэпмана). Фотография Булгакова в монокле быстро разошлась и стала известной, вызвав негодование критиков и ужас друзей писателя. Позднее Валентин Катаев вспоминал: «Я говорю: „Что такое? Миша! Вы что, с ума сошли?“ Он говорит: „а что? Монокль — это очень хорошо!“»

На долгие годы эта фотография стала визитной карточкой писателя. Даже в 1930-е годы его жена Елена Сергеевна отмечала в дневнике: «В многотиражке „За большевистский фильм“ напечатано несколько слов М. А. о работе над сценарием „Мертвых душ“ и — портрет М. А. — в монокле! Откуда они взяли эту карточку?!»

На выставке вы увидите знаменитую фотографию 1926 года, копии карикатур из журналов («На литературном посту», «Экран», «Комсомолия», «Крокодил») и цитаты современников Михаила Булгакова.

«Белая гвардия. К 100-летию публикации»

В августе 1923 года Михаил Булгаков завершает работу над первой авторской редакцией романа «Белая гвардия». Текст еще не обрел финальной композиции. Каноническая – книжная редакция романа сложится в 1927 – 1929 годах. В письме к Юрию Слезкину Булгаков отмечает: «Роман я кончил, но он еще не переписан, лежит грудой, над которой я много думаю». Взявшись за роман о хаосе гражданской войны, Булгаков использовал излюбленный прием российской культурной истории: в основе созданного им художественного текста – пересечение параллельных миров, реальности и притчи.

Надежды на публикацию текста он связывает с Исаем Лежневым, редактором частного журнала «Россия», прилагающим немалые усилия для спасения своего издательского предприятия от финансового краха. Весной 1923-го журнальное дело Лежнева на грани закрытия. Автор «Белой гвардии» внимательно следит за редакционной жизнью «России», понимая, что Лежнев – «редактор чистой крови и божьей милостью» («Тайному другу»).

«Булгаков и опера. Кармен»

Переехав в Москву, Михаил Афанасьевич часто посещал оперный театр Зимина. В 1936 году, разорвав отношения со МХАТом, он устроился консультантом-либреттистом в Большой театр, и, вероятно, не пропускал ни одного премьерного показа. В ноябре того же года вместе с Еленой Сергеевной, третьей женой писателя, Булгаков посетил оперу «Кармен». Эскизы декораций и костюмов к постановке выполнил Владимир Владимирович Дмитриев (1900–1948).

ЛЕКТОРИЙ

 
Лекторий Центра Булгакова на Арбате — это специализированная площадка, предоставляющая возможность углубленного погружения в творчество Михаила Булгакова, в культурологический и исторический контекст булгаковской эпохи, рассчитанная на обсуждение широкого круга вопросов.
Здесь проходят лекции, встречи, обсуждения и открытые интервью признанных специалистов — научных сотрудников Музея М.А. Булгакова, исследователей литературы, булгаковедов, журналистов, историков и др.
 
Лекторий. Фото: Андрей Орехов; арх. бюро: ХОРА
 
РАСПИСАНИЕ ЛЕКЦИЙ
 
Друзья, Центр на Арбате подготовил мероприятия на апрель и май. Подробнее о каждом мероприятии по ссылке-регистрации. Ждем вас!

 
10 мая, 19:00

Лекция Ивана Назарова 
«Блаженство (сон инженера Рейна)» и телефильм Г. Варконьи «Boldogság»
 
Пьеса «Блаженство (сон инженера Рейна)» была задуман Михаилом Булгаковым в 1929 году, однако при жизни писателя не была ни поставлена, ни опубликована. В начале 1930-х история путешествия в будущее с помощью машины времени была представлена Театру сатиры, однако картины советской действительности XXIII века не впечатлили руководство театра.
«Все единодушно вцепились и влюбились в Ивана Грозного. Очевидно, я что-то совсем не то сочинил», — сообщал Булгаков своему другу Павлу Попову в апреле 1934 года. Переработанный сюжет пьесы впоследствии лёг в основу известной комедии «Иван Васильевич».

Пьеса о судьбе инженера Рейна была и напечатана, и поставлена в СССР уже позже «Ивана Васильевича». На экраны комедия впервые вышла в Венгрии, где в 1977 году режиссёр Габор Варконьи снял одноимённый телефильм («Boldogság»).

В рамках лекции мы поговорим об истории создания и художественных особенностях «Блаженства», общих чертах и различиях между пьесой и телефильмом.
 
Вход свободный по регистрации
 
11 мая, 18:00

Лекция Марии Котовой
«Булгаковская Москва: дом Нирнзее»
 
В первом московском небоскребе (Дом 10 в Большом Гнездниковском) располагались редакции, частым гостем которых был начинающий писатель Булгаков, прилагавший много усилий, чтобы стать своим человеком в московских литературных кругах. Спустя несколько лет в доме Нирнзее Михаил Афанасьевич познакомился со своей будущей женой Еленой Сергеевной, ставшей прототипом Маргариты в «закатном» романе. Дом стал важной частью художественного мира Михаила Булгакова — об этом доме в контексте жизни Булгакова мы и поговорим на нашей лекции.
 
Вход свободный по регистрации

 
15 мая, 19:00

Лекция Ивана Назарова
«Медицинская тема в советской печати 1920-х годов»
 
Тема медицины в творчестве Михаила Булгакова проходит красной линией — от ранних рассказов и фельетонов до “закатного романа”. В рамках лекции мы поговорим о значимости и специфике данной темы в жизни и творчестве писателя — обсудим то, как Булгаков служил врачом и как применял медицинские знания в последующей жизни, а также о том, как многогранно отразился образ медицинского работника и сама тема медицины в его произведениях.
 
Вход свободный по регистрации
 
16 мая, 19:00

Лекция Елены Михайловой
«Мастер и Москва»
 
Михаил Булгаков переехал в столицу осенью 1921 года. Почти все, что случится с ним здесь, будет связано с сюжетами его произведений, а сам город станет одной из главных тем. В ранних малой прозе и повестях это прежде всего Москва НЭПа — город магазинов, ресторанов и насыщенной событиями культурной жизни. В то же время — Москва коммунальная, из дня в день повсеместно решающая квартирный вопрос. В поздних текстах это город мистический: сюда являются и историк-гипнотизер Воланд со свитой, и Рудольфи, не менее загадочный издатель из «Записок покойника». Впрочем, мистического много и в произведениях 1920-х. На лекции поговорим о реальном и вымышленном в булгаковской Москве, о самых важных ее адресах и о том, почему темы города не могло не быть.
 
Вход свободный по регистрации
 
18 мая, 18:00

Лекция Ивана Назарова
«
Возвращение Мастера: Булгаков в прессе 1960–1970-х годов». 
 
В центре внимания лекции — восприятие Михаила Булгакова и его произведений отечественными критиками в 1960–1970-х годах.

После смерти писателя в 1940 году его имя почти два десятилетия находилось в тени, а затем, во время «оттепели», началось стремительное возвращение Булгакова к своему читателю, зрителю и кинозрителю. За относительно короткий период времени были напечатаны романы «Жизнь господина де Мольера», «Записки покойника» и «Мастер и Маргарита», а также сборники с прозой и драматургией. «Возвращение Мастера» сопровождалось активной полемикой в газетах и журналах, где критики спорили о художественном таланте Булгакова, его взглядах и судьбе. На материале советской периодики мы увидим, как были встречены «закатный роман», спектакль «Бег» А. Эфроса, кинокартины «Бег» и «Иван Васильевич меняет профессию» и многое другое.
 
Вход свободный по регистрации
 
24 мая, 19:00

Лекция Марии Мишуровской

«Весь останусь к Вашим услугам». Жорж Дантес в полемике Михаила Булгакова с Викентием Вересаевым
 
Лекция посвящена Жоржу Дантесу — герою пьесы Михаила Булгакова «Александр Пушкин», созданной при участии Викентия Вересаева. Поговорим о самых острых моментах полемики драматурга Булгакова с историком литературы Вересаевым.
Вспомнив о двух точках зрения на реального и вымышленного Дантеса, разберем основные приемы, использованные Булгаковым в разработке театрального образа «самонадеянного француза». И найдем ответы на вопросы, — какого Дантеса отстаивал пушкинист Вересаев и почему Булгаков видел своего героя зловещим?
 
Вход свободный по регистрации
*Лекция проходит в рамках совместного проекта музея с Большой российской энциклопедией
 
28 мая, 19:00

Лекция Юлии Ерохиной
«Закон, справедливость и свобода выбора в современных российских комиксах»
 
Индустрия комиксов в России стремительно развивается. Выходят как классические произведения, так и работы начинающих авторов. В лекции предлагается поиск ответа на вопрос, который интересен сегодня: будет ли в российских комиксах национальный герой и если да, то какой? Материалом для исследования послужили комиксы «Брат. 25 лет», взаимосвязанные с дилогией картин Алексея Балабанова, серия комиксов о майоре МВД Игоре Громе издательства Bubble Comics; комиксы серии «Бычий цепень», вышедшие в издательстве Molot Hardcorp. В каждой истории иконические и символические компоненты находятся во взаимодействии друг с другом. Для героев комиксов не важно, каким способом они добьются социальной справедливости, в связи с этим анализируется применение правовых и неправовых средств разрешения конфликтов, выявляются причины правового нигилизма.
 
Вход свободный по регистрации
 
29 мая, 19:00

Лекция Елены Михайловой
«Михаил Булгаков на Большой Садовой»
 
«…У Миши с Тасей ничего нет, и как они будут жить в Москве, пока Михаил устроится, я не представляю…», — писала сестра Булгакова Надежда Земская мужу Андрею 23 сентября 1921 года. Земские проживали в одной из комнат большой коммунальной квартиры 50 на Большой Садовой, 10 и уступили жилье Михаилу Афанасьевичу с женой. «Комната Андрея мое спасение», — признавался Булгаков. На Садовой он оказался никому не известным в столице начинающим писателем, секретарем Лито Главполитпросвета. Покинет Садовую он осенью 1924 года автором романа «Белая гвардия», нескольких повестей и множества очерков, фельетонов и рассказов, печатавшихся в самых популярных тогда журналах, газетах и альманахах. На лекции поговорим о том, почему первое жилище Булгакова стало в «романе о дьяволе» «нехорошей квартирой», был ли роман задуман здесь, а также о многом другом, что связано с этим адресом в жизни писателя.
 
Вход свободный по регистрации
 
31 мая, 19:00

Лекция Ивана Назарова
«Заграница — глазами советской прессы 1920-х годов»

 
Одна из самых крупных и частотных тем, проходящих красной линией через всю историю советской прессы, — восприятие зарубежного мира. Культура и быт, традиции, религия, политика, и, разумеется, идеология — все это и многое другое вызывало интерес советских рабкоров и регулярно освещалось на страницах отечественных журналов и газет.
В рамках лекции мы поговорим о том, каким видели зарубежный мир советские читатели и как воспринимали «их нравы» сквозь призму советской прессы.
 
Вход свободный по регистрации

 

 

АРХИВ ЛЕКЦИЙ

СТУДИИ, КЛУБЫ, СОБЫТИЯ

ВЕЧЕР ВИНИЛА
10 апреля, 19:00
17 апреля, 19:00
Лектор: Борис Логвин, коллекционер, специалист Vinyl Market

Print

Вместе с нашими соседями — магазином Vinyl Market — приглашаем любителей качественной музыки и коллекционеров пластинок, начинающих и со стажем, на встречи Винилового клуба.

Что такое «яблоко»? Сколько у пластинки конвертов и зачем? Мыть пластики – да или нет? Как хранить винил, где покупать и продавать? Почему качество записи первой дорожки отличается от последней? В чем особое очарование винила как аудионосителя по сравнению с цифрой в наше время? Какое оно – сообщество виниломанов и чем оно отличаются от «братства» аудиофилов? На эти и многие другие вопросы вы сможете получить ответы на встречах клуба.

Вход свободный по регистрации.

РЕГИСТРАЦИЯ

АВАНГАРДНЫЙ КИНОКЛУБ
Расписание скоро появится
Кураторы: Тихон Пендюрин и Никита Ермолаев

Print

Центр Булгакова на Арбате открывает свои двери любителям качественного и нетривиального кинематографа. Раз в две недели мы собираемся в Лектории Центра, который превращается в кинозал, и смотрим режиссерские версии самых интересных авторских фильмов, обсуждаем их, встречаемся с режиссерами, сценаристами, актерами и продюсерами.

Кураторы киноклуба Тихон Пендюрин и Никита Ермолаев.

Тихон Пендюрин – кинематографист. Участник кинообъединения «Луч». Участник творческого объединения «Манифест. Отборщик фестиваля экспериментального любительского кино «Внутри». Соучредитель и генеральный директор кинокомпании «Космосфильм». Режиссерские, продюсерские и операторские работы представлены на Роттердамском кинофестивале, Берлинском кинофестивале, MIEFF, Венском международном кинофестивале, Anthology Film Archives, Послание к человеку и других.

Никита Ермолаев – кинокритик, искусствовед и кинематографист.

Участие бесплатное по регистрации.
КНИЖНЫЙ КЛУБ
19 апреля, 18:30

Кураторы: Елена Михайлова, старший научный сотрудник музея Михаила Булгакова и заведующая Научно-просветительским центром, и Вера Левченко, актриса.

Вход свободный, необходимо заполнить анкету.

КОНЦЕРТЫ И СПЕКТАКЛИ

Расписание скоро появится

ЭКСКУРСИИ



Обзорные экскурсии в Центре Булгакова на Арбате
Научно-просветительский центр Музея М.А. Булгакова приглашает на бесплатные экскурсии по новому пространству. Расскажем о выставках, которые сегодня проходят в Центре, и откроем двери фонда рукописных документов, где ведется научная работа и разбор архивов. Экскурсии ведет старший научный сотрудник Научно-просветительского центра Музея М.А. Булгакова Мария Мишуровская.
Дата экскурсии появится позже.

 

БИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ

Фото: Андрей Орехов; арх. бюро: ХОРА

В Центре Булгакова на Арбате работает библиотечный абонемент. Здесь представлена русская и зарубежная классическая и современная художественная литература, книги по истории, философии, изобразительному искусству, театру, кино, музыке, большая коллекция нотных изданий, литературоведение — монографии и статьи, посвященные жизни и творчеству Михаила Булгакова и других писателей.
Чтобы брать книги на дом сроком до 30 дней, вам необходимо оформить у администратора читательский билет. При себе нужно иметь паспорт.
Вопросы по работе Центра можно отправлять на адрес:
center.musbulgakova@culture.mos.ru

 

КОЛЛЕКЦИЯ РЕДКИХ КНИГ И ФОНД РУКОПИСНЫХ ДОКУМЕНТОВ

По запросу в Центре вам смогут предоставить доступ к редким документам из архивов ведущих булгаковедов: Мариэтты Омаровны Чудаковой, Александра Алексеевича Нинова и других.
В скором времени будет организован доступ к цифровым фондам Музея М.А. Булгакова, можно будет получить консультации специалистов всем, кто пишет школьный реферат, студенческую курсовую, диплом или кандидатскую по Булгакову и его эпохе.

Фото: Андрей Орехов; арх. бюро: ХОРА

Фото: Андрей Орехов; арх. бюро: ХОРА

12+

 

РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА МУЗЕЯ М.А. БУЛГАКОВА В БОЛЬШОМ АФАНАСЬЕВСКОМ ПЕРЕУЛКЕ, 35-37С4

 

Понедельник выходной
Вторник 12:00—20:00
Среда 12:00—20:00
Четверг 12:00—20:00
Пятница 12:00—20:00
Суббота 12:00—20:00
Воскресенье 12:00—20:00

Телефон Научно-просветительского центра в Большом Афанасьевском пер., 35-37с4:
+7 (495) 697-11-70
Вопросы по работе Центра можно отправлять на адрес:
center.musbulgakova@culture.mos.ru

КАК ПОПАСТЬ В НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР МУЗЕЯ БУЛГАКОВА

 

АДРЕС:
Москва, Большой Афанасьевский пер., дом 35-37с4 (вход со стороны Староконюшенного переулка).

ПРОЕЗД:
пешком со Старого Арбата (станции метро «Смоленская», «Арбатская») — в Староконюшенный переулок до дома № 32, далее по дорожке вверх, мимо Галереи современного искусства; или с Большого Афанасьевского переулка (от станции метро Кропоткинская) — во двор за школой № 1231.

Карта Центра Булгакова на Арбате