Научно-просветительский центр Музея Михаила Булгакова — пространство по адресу: Большой Афанасьевский переулок, 35-37с4, которое было открыто 15 марта 2023 года. >>>
Первый в России исследовательский и образовательный мультимедийный проект, посвященный булгаковский местам. Проект включает печатную карту-путеводитель, навигационное мобильное приложение и сайт о булгаковской Москве.
В центре внимания выставки – рассказ о многообразии творчества Михаила Булгакова в 1930-х годах.
Юрий Полтавцев, один из младших современников Михаила Булгакова, вспоминал, что писатель обладал потрясающим даром чтения:
«Впечатление было, как будто читают несколько человек, — столько разных характеров, голосов. Булгаков жил в каждом образе, в каждой фразе».
Упомянутое многоголосие, полифонизм – одна из главных черт не только булгаковского художественного мира, но и самого художника, находившегося за рамками стереотипа-статуса «писатель и драматург».
Талант автора «Дней Турбиных» и «Мастера и Маргариты» был по-настоящему многогранным: в 1930-х годах он играл роль президента суда в мхатовском спектакле «Пиквикский клуб», за время работы в Большом театре он написал либретто для четырех опер, работал в соавторстве над пьесой о Пушкине, переводил Мольера на русский язык, создал несколько киносценариев и подобрал материалы для учебника по истории СССР.
В рамках небольшой камерной выставки мы предлагаем познакомиться с несколькими из этих историй.
Куратор: Иван Назаров;
Координатор: Ярослав Беляков;
Даты проведения: 02 августа – 31 октября
Ниже вы можете познакомиться с дополнительными материалами к выставке “Булгаков жил в каждом образе”.
В интервью художественный руководитель Большого театра Самуил Самосуд сообщал, что работа театра в сезоне 1936–1937 годах направлена на выполнение указания Сталина о создании классической оперы, а также упоминал, что композитор Б.В. Асафьев заканчивает музыку к исторической опере «Минин и Пожарский» (по одноименному булгаковскому либретто), а драматург Булгаков завершает работу над либретто оперы «Черное море» о «героической борьбе Красной армии».
Осенью 1938 года Булгаков начал работу над оперным либретто «Рашель» (по мотивам новеллы Ги де Мопассана «Мадемуазель Фифи»). Музыку для планируемой оперы писал И.О. Дунаевский.
В октябре 1938 года Елена Сергеевна записала в дневнике: «Вчера приехали: Яков Л[еонтьев], Дунаевский Исаак <...>. Либретто “Рашели” им чрезвычайно понравилось. Дунаевский, вообще экспансивная натура, зажегся, играл, импровизировал польку, взяв за основу несколько тактов, которые М. А. выдумал в шутку, сочиняя слова польки».
В 1930-х годах в СССР была развернута кампания по реформированию преподавания истории в школах.
4 марта 1936 года в газетах «Правда» и «Известия» было опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации конкурса на лучший учебник для начальной школы по элементарному курсу истории СССР…». В тот же день Е.С. Булгакова записала в дневнике: «Сегодня в газете объявлен конкурс на учебник по истории СССР. М. А. сказал, что он хочет писать учебник — надо приготовить материалы, учебники, атласы».
Работа над учебником велась писателем в течение марта-июня 1936 года и осталась незаконченной.
После начала Гражданской войны в Испании летом 1936 года «испанская тема» долгое время не сходила с первых полос советских газет.
В декабре 1936 года Елена Сергеевна записала в дневнике: «Звонили из “Литературной газеты”, просят, чтобы М. А. написал несколько слов по поводу потопления “Комсомола” <...> приходил Бройдо, взял заметку М. А.».
В номере газеты от 26 декабря, наряду с заметками И. Сельвинского, Л. Славина, К. Тренева и других писателей, был опубликован и Михаил Булгаков.