ПРОЕКТЫ:
Снимок экрана 2016-07-26 в 17.57.23

Москва Михаила Булгакова

Первый в России исследовательский и образовательный мультимедийный проект, посвященный булгаковский местам. Проект включает печатную карту-путеводитель, навигационное мобильное приложение и сайт о булгаковской Москве.

16 181

ВЫСТАВКА «БУЛГАКОВ ЖИЛ В КАЖДОМ ОБРАЗЕ»

В центре внимания выставки – рассказ о многообразии творчества Михаила Булгакова в 1930-х годах.


800_Образ
 
Юрий Полтавцев, один из младших современников Михаила Булгакова, вспоминал, что писатель обладал потрясающим даром чтения:
 
«Впечатление было, как будто читают несколько человек, — столько разных характеров, голосов. Булгаков жил в каждом образе, в каждой фразе».
 
Упомянутое многоголосие, полифонизм – одна из главных черт не только булгаковского художественного мира, но и самого художника, находившегося за рамками стереотипа-статуса «писатель и драматург».
 
Талант автора «Дней Турбиных» и «Мастера и Маргариты» был по-настоящему многогранным: в 1930-х годах он играл роль президента суда в мхатовском спектакле «Пиквикский клуб», за время работы в Большом театре он написал либретто для четырех опер, работал в соавторстве над пьесой о Пушкине, переводил Мольера на русский язык, создал несколько киносценариев и подобрал материалы для учебника по истории СССР.
 
В рамках небольшой камерной выставки мы предлагаем познакомиться с несколькими из этих историй.
 
Куратор: Иван Назаров;
 
Координатор: Ярослав Беляков;
 
Даты проведения: 02 августа – 31 октября
 
Ниже вы можете познакомиться с дополнительными материалами к выставке “Булгаков жил в каждом образе”.
 

3 - Main frame1
Создадим советскую классическую оперу
Комсомольская правда
14 ноября 1936 г.
Цифровая копия
Музей М. А. Булгакова

В интервью художественный руководитель Большого театра Самуил Самосуд сообщал, что работа театра в сезоне 1936–1937 годах направлена на выполнение указания Сталина о создании классической оперы, а также упоминал, что композитор Б.В. Асафьев заканчивает музыку к исторической опере «Минин и Пожарский» (по одноименному булгаковскому либретто), а драматург Булгаков завершает работу над либретто оперы «Черное море» о «героической борьбе Красной армии».
 
PFU ScanSnap Manager #SV600
И.О. Дунаевский
Эскиз к опере «Рашель». Полька М.А. Булгакова
Фрагмент аудиозаписи
1993 г.
Цифровая копия
Музей М. А. Булгакова

 
Осенью 1938 года Булгаков начал работу над оперным либретто «Рашель» (по мотивам новеллы Ги де Мопассана «Мадемуазель Фифи»). Музыку для планируемой оперы писал И.О. Дунаевский.
 
В октябре 1938 года Елена Сергеевна записала в дневнике: «Вчера приехали: Яков Л[еонтьев], Дунаевский Исаак <...>. Либретто “Рашели” им чрезвычайно понравилось. Дунаевский, вообще экспансивная натура, зажегся, играл, импровизировал польку, взяв за основу несколько тактов, которые М. А. выдумал в шутку, сочиняя слова польки».
 
Прослушать польку М.А. Булгакова
 
1 - Main frame1
Преподавание истории в нашей школе
«Правда»
27 января 1936 г.
Цифровая копия
Музей М.А. Булгакова

 
В 1930-х годах в СССР была развернута кампания по реформированию преподавания истории в школах.
 
4 марта 1936 года в газетах «Правда» и «Известия» было опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации конкурса на лучший учебник для начальной школы по элементарному курсу истории СССР…». В тот же день Е.С. Булгакова записала в дневнике: «Сегодня в газете объявлен конкурс на учебник по истории СССР. М. А. сказал, что он хочет писать учебник — надо приготовить материалы, учебники, атласы».
 
Работа над учебником велась писателем в течение марта-июня 1936 года и осталась незаконченной.
 
Metadata
«Близок час расплаты!»
Советские писатели об испанских фашистах, потопивших теплоход «Комсомол».
Статья с высказыванием за подписью М. Булгакова
Литературная газета.
26 декабря 1936 г.
Цифровая копия
Музей М.А. Булгакова

 
После начала Гражданской войны в Испании летом 1936 года «испанская тема» долгое время не сходила с первых полос советских газет.
 
В декабре 1936 года Елена Сергеевна записала в дневнике: «Звонили из “Литературной газеты”, просят, чтобы М. А. написал несколько слов по поводу потопления “Комсомола” <...> приходил Бройдо, взял заметку М. А.».
 
В номере газеты от 26 декабря, наряду с заметками И. Сельвинского, Л. Славина, К. Тренева и других писателей, был опубликован и Михаил Булгаков.