ПРОЕКТЫ:
Снимок экрана 2016-07-26 в 17.57.23

Москва Михаила Булгакова

Первый в России исследовательский и образовательный мультимедийный проект, посвященный булгаковский местам. Проект включает печатную карту-путеводитель, навигационное мобильное приложение и сайт о булгаковской Москве.

9 217
CR_Cultura_online_260x260

Краудсорсинг-проект «Культура онлайн»

Культурные учреждения столицы стремятся говорить со своей аудиторией на одном языке. А потому все большую популярность приобретают онлайн-форматы общения со зрителями и слушателями. Что хочет увидеть современный посетитель онлайн-выставки или виртуальной экскурсии? Чему хочет научиться участник вебинара? Какие возможности онлайн-коммуникации есть у культурных учреждений Москвы сегодня, а какие еще предстоит реализовать – обсудим на новом краудсорсинг-проекте «Культура онлайн». >>>

1 657

Выставка «Москва оживлена чрезвычайно. 13 историй из жизни Парка Горького, рассказанных Михаилом Булгаковым»

Проект, приуроченный к 130-летию Михаила Булгакова, рассказывает о Всесоюзной сельскохозяйственной кустарно-промышленной выставке, проходившей на территории Парка Горького в 1923 году и описанной Михаилом Булгаковым в 13 очерках, опубликованных в газете «Накануне» под названием «Золотистый город». >>>

 

Выставка «Дорогие посетители»

В центре внимания выставки Музея Михаила Булгакова «Дорогие посетители» окажется важнейшей участник всех событий, происходящих в «нехорошей» квартире — гость музея. Вовлеченные в проект посетители увидят самые яркие фрагменты росписей подъездных стен разных лет и смогут сами заполнить стены новыми рисунками и надписями, откликаясь на увиденное или создавая что-то свое. >>>

 

Выставка «Впервые на экране: афиши к фильмам по М. А. Булгакову»

На выставке, которая пройдет в кинотеатре «Космос», будут представлены плакаты к экранизациям произведений Булгакова, снятым в 1960–1970-е годы, таким как «Мертвые души», «Бег», «Иван Васильевич меняет профессию». Вместе с первыми изданиями произведений писателя им удалось пробить цензурный заслон вокруг его имени. >>>

 

Выставка «Петр Вильямс и Михаил Булгаков»

Совместная выставка, подготовленная Музеем М.А. Булгакова и Домом-музеем К.С. Станиславского, знакомит зрителей с историей личных и творческих взаимоотношений писателя Михаила Булгакова и театрального художника Петра Вильямса. >>>

 

Электронная выставка «Путешествия Булгакова»

М. А. Булгаков любил путешествовать. Ему нравился Кавказ, он ездил в Крым, бывал в родном Киеве и Ленинграде, но мечтал о путешествии по Европе, которое, по его мнению, должен совершить каждый писатель. По впечатлениям от этой поездки он планировал написать книгу. Однако ни разу в жизни ему не позволили покинуть пределы Советского Союза. Выставка рассказывает о путешествиях, которые Булгаков совершил и о которых только мечтал, а также об их преломлении в произведениях писателя. >>>

 

Михаил Булгаков в потоке российской истории XX-XXI вв. Выпуск 4

Сборник включает материалы Шестых Международных научных чтений «Михаил Булгаков в потоке российской истории XX–XXI вв.», проходивших в Государственном музее М. А. Булгакова 20–21 ноября 2015 г.

book-mockup-13

 

Содержание: 

 

1. Бенедетти Алессия

Миф о Фаусте в романах «Мастер и Маргарита» М. Булгакова
и «Доктор Фаустус» Т. Манна

Статья рассматривает фаустианские реминисценции в произведениях М. Булгакова и Т. Манна. Особенное внимание уделено интерпретации фаустианского мифа в трагедии Гете и ее влиянию на романы «Мастер и Маргарита» и «Доктор Фаустус». Автор анализирует специфику представления в этих романах фаустианских образов, действующих в условиях нового социального контекста, в котором прометеевские амбиции интеллигенции задушены.

 

2. Иваньшина Елена Александровна

Об испорченном тексте у М. А. Булгакова

В статье рассматриваются случаи столкновения и конфликта текстов, инсценированные в разных булгаковских произведениях («Роковые яйца», «Собачье сердце», «Зойкина квартира», «Адам и Ева», «Мастер и Маргарита»). Такое столкновение является системным элементом булгаковского сюжета и позволяет соотнести две ценностные установки: культурную (представленную старым текстом) и историческую (представленную текстом новым). В результате такого столкновения активируется культурная память (старое), которая, подобно невротическим симптомам, вторгается в реальность (новое) и вытесняет ее, заново актуализируя испорченные временем тексты. Особое внимание автор статьи уделяет памяти профессора Ефросимова в «Адаме и Еве» и предсмертным словам Иешуа в «Мастере и Маргарите», которые тоже рассматриваются как испорченные тексты, нуждающиеся в реконструкции и подобные «письму в бутылке».

 

3. Казьмина Ольга Александровна

«Ну, желаю, чтобы все…» (алкогольные мотивыи их функции в художественной системе М. А. Булгакова)

Статья посвящена исследованию мотива алкоголя в творчестве М. А. Булгакова. Ставится задача изучить значение и функции алкоголя на материале произведений писателя разных лет. Основное внимание в работе уделяется рассмотрению мотивных связей алкоголя с онейросферой, карнавалом, жертвоприношением, болезнью, симпосионом, культом Диониса и Евхаристией и пр. Также в статье говорится о преемственности мотива бражничества и универсализации алкоголя в художественном мире писателя. Выявляется ряд проекций и параллелей, позволяющих сделать вывод об амбивалентности алкоголя, соединяющего в себе огонь и воду, жизнь и смерть, что тесно связано с характерным для поэтики М. А. Булгакова принципом бинарности.

 

4. Капрусова Марина Николаевна

Семантика образа Патриарших прудов в русской литературе последней трети XIX — начала XXI вв.: направление эволюции

В статье рассматривается семантика образа Патриарших прудов, прослеживается направление эволюции этого образа в русской литературе последней трети XIX — начала XXI вв. Большое внимание уделяется роли романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», а также «булгаковского мифа» в формировании образа Патриарших прудов в современной литературе. Также исследуется воздействие традиции изображения Патриарших прудов в русской литературе последней трети XIX и рубежа XIX–XX вв. на произведения авторов конца XX — начала XXI вв. В статье ставится вопрос о специфике функционирования «чужого» слова в художественном тексте.

 

5. Кораблев Александр Александрович

Апология любви в «Мастере и Маргарите»

В статье проанализирован риторический аспект темы любви в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Показано, что автор, предвидя читательскую и литературно-критическую реакцию, соответственно выстраивает свою художественную аргументацию. Образ Маргариты предстает не только как пример, но и как концепт любви, акцентирующий ее сущностные характеристики: «настоящая», «верная», «вечная».

 

6. Коханова Валентина Александровна

Архитектоника романов М. А. Булгакова:Постановка проблемы

В данной статье рассматривается проблема исследования архитектоники романов М. А. Булгакова, которая является актуальной для современного булгаковедения. Опорными для автора стали положения теории М. Ю. Лотмана, в которых художественное произведение рассматривается как целостная модель без жесткого разделения на форму и содержание. В статье описывается многоуровневая структура художественного мира романов «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита».

 

7. Михайлова Елена Игоревна

О семантике мотива пути в «Записках на манжетах» М. А. Булгакова

Статья посвящена специфике функционирования одного из ключевых для раннего творчества М. А. Булгакова мотива пути в его первой повести «Записки на манжетах». В статье не только показывается сюжетообразующая роль данного мотива, приводятся актуальные подтекст и контекст реализации темы, но и выявляется ее многоаспектность и своего рода универсальность: путь в повести — это и поиск автобиографическим героем места под солнцем, и его путь в литературу (в литературе), и путь осознания себя как писателя — сам «становящийся» в процессе повествования текст «Записок» есть путь определения в слове своей этико-эстетической и мировоззренческой позиции.

 

8. Мишуровская Мария Владимировна

«Белая гвардия» в парке Чаир. «Царская» пьеса о Колчаке пролетарского драматурга Павла Арского: фрагменты судьбы

В статье рассматриваются две редакции пьесы П. А. Арского «Белая гвардия (Адмирал Колчак)». В частности, упомянуты основные печатные источники, послужившие основой для сюжета пьесы, освещены некоторые обстоятельства, предопределившие ее появление, рассмотрены фрагменты творческой биографии автора, подписавшего в декабре 1928 г. знаменитое письмо пролетарских драматургов к И. Сталину. (Письмо пролетарских драматургов — документ, призванный обратить внимание главы СССР на «особое положение» М. А. Булгакова, писателя, «воспевающего белогвардейщину», но востребованного советским театром.) Основное внимание автор статьи уделяет приближению к ответу на вопрос: в чем почти незаметно, но все же пересеклись две, казалось бы, противоположные друг другу «Белых гвардии» — М. Булгакова и П. Арского?

 

9. Назаров Иван Александрович

«В “Вечерке” фельетон о каком-то Бройде» (о биографии и литературном творчестве современника М. А. Булгакова)

В статье рассматривается творческая биография писателя Соломона Оскаровича Бройде, который в 1920–1930-х гг., пользуясь услугами наемных литераторов, опубликовал под своим именем несколько романов и сборников с рассказами. Дело Бройде было раскрыто в рамках литературного скандала в 1934 г.

 

10. Савранская Марина Эрнстовна

История первой публикации перевода романа «Мастер и Маргарита» в ГДР

Статья освещает историю прохождения перевода романа «Мастер и Маргарита» через механизм государственной цензуры ГДР (1967–1968). Основное внимание автор акцентирует на использованных издателями приемах уклонения от возможных цензурных замечаний и критики, а также на приемах актуализации романа с т. з. политической и общественной ситуации в ГДР 1960-х гг.

 
 
 
Ознакомиться с содержанием сборника вы можете по ссылке, а также на сайте научной электронной библиотеки elibrary.ru