
РАСПИСАНИЕ ЛЕКЦИЙ
30 мая, 19:00
«Театральный человек: Булгаков и Мольер», лекция Ивана Назарова

Личность французского драматурга и его театр оставили в творчестве писателя заметный след: образ Мольера стал для Булгакова символом вечного диалога между искусством и властью, современниками и эпохами. Лекция станет прямой отсылкой к выставке «Театральный человек. К 400-летию Мольера», которая проходит в Музее М.А. Булгакова на Большой Пироговской улице, 35а до 11 июня 2023 года.
РЕГИСТРАЦИЯ
6 июня, 19:00
«Круг чтения Михаила Булгакова при работе над романом „Мастер и Маргарита“», лекция Марии Котовой

Михаил Булгаков работал над романом более десяти лет. За это время менялись герои, события и обстоятельства, но одно оставалось неизменным — великолепное и очень правдоподобное изображение Ершалаима в ершалаимских главах и Воланда с его свитой в Москве 1930-х годов. На лекции попытаемся разобраться в том, какие книги читал Булгаков, работая над «Мастером и Маргаритой» и как выстраивал художественный мир романа.
Иллюстрация: Андрей Харшак
РЕГИСТРАЦИЯ
8 июня, 19:00
«Булгаков на Кавказе», лекция Ивана Назарова

1919–1921 годы. Начинающий писатель застал как дореволюционный, так и советский Кавказ — публиковался в «Кавказской газете», газете «Коммунист», работал во владикавказском ревкоме, писал пьесы для местных театров и даже был деканом театрального факультета в университете. А сам Кавказ неоднократно был отражён им в творчестве — об этом и многом другом будет рассказано на лекции.
РЕГИСТРАЦИЯ
15 июня, 19:00
«Первая жена Булгакова. Воспоминания Татьяны Кисельгоф», лекция Ивана Назарова

Лекция построена на аудиозаписи многочасового интервью, которое было взято Леонидом Паршиным у Татьяны Кисельгоф, первой жены Булгакова, и дополнена другими воспоминаниями о писателе, затрагивающими его личность и характер, особенности совместной жизни с Татьяной Николаевной в период с 1913 по 1924 годы.
РЕГИСТРАЦИЯ
20 июня, 19:00
«„Белая гвардия“ — „Дни Турбиных“: театральная жизнь литературного сюжета в 1920-е годы», лекция Марии Мишуровской

После премьеры спектакля «Дни Турбиных» на сцене МХАТа Булгаков становится знаменитым. «Турбины», осуждаемые пролетарской критикой, приобретают широкую известность в среде русской эмиграции. С 1927 года у «белогвардейского» литературного сюжета начинается сложная, полная метаморфоз и загадок, драматургическая жизнь за рубежом: в Берлине, Риге, Париже, в Софии и Белграде…
Поговорим о том, как и почему менялся сюжет булгаковской «Белой гвардии», вспомним об особенностях его распространения в Европе и, конечно, назовем тех, кто участвовал в его приключениях.
РЕГИСТРАЦИЯ
22 июня, 19:00
«Героиня романа: Елена Булгакова», лекция Марии Котовой

Елена Сергеевна Булгакова — третья жена Михаила Афанасьевича Булгакова, ставшая прототипом главной героини в «романе о дьяволе». Поговорим о знакомстве Елены Сергеевны и Михаила Булгакова, о его работе над романом и появлении в нем Маргариты. И о том, как после смерти Михаила Булгакова его вдова боролась за возвращение имени писателя в литературу.
РЕГИСТРАЦИЯ
24 июня, 17:00
«Преступление и наказание в советской прессе 1920-х годов», лекция Ивана Назарова

В рамках спецкурса, посвященного периодике булгаковского времени, Иван Назаров расскажет о громких уголовных делах 1920-х годов. Увидим, как они освещались на страницах советской прессы — от мелких правонарушителей до серийных убийц и подпольных преступных организаций.
РЕГИСТРАЦИЯ
29 июня, 19:00
«Набоков, Булгаков, Чаянов… Черт в русской литературе 1920-х годов», лекция Марии Мишуровской

Вспомним о черте, о его изменчивости и постоянстве, о причинах и особенностях его появления в рассказах, повестях и романах М. Горького, В. Набокова, А. Чаянова, М. Булгакова… упомянем о самых неожиданных чертовских перевоплощениях.
Выясним, зачем почтмейстер Павлов хотел перевоспитать черта, в чем схожи духи тьмы у Набокова и Булгакова… что они делали в Берлине, в Москве и в других, не менее многолюдных, местах. Пользуясь случаем, поговорим о черте, так как именно случай — его псевдоним.
На фото: Иллюстрация к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Поплавский, Азазелло, Бегемот. Художник Г.В. Калиновский. 2001 г.
РЕГИСТРАЦИЯ
12+
Фото лектория: Андрей Орехов; арх. бюро: ХОРА
АРХИВ ЛЕКЦИЙ
«Булгаков на Арбате», лекция Ивана Назарова СЛУШАТЬ
«Женский вопрос в советской периодике 1920-х годов», лекция Ивана Назарова СМОТРЕТЬ
«„Мастер и Маргарита“ в журнале „Москва“. История первой публикации „закатного романа“ М. Булгакова», лекция Марии Мишуровской СМОТРЕТЬ
«Булгаков. Последние записи (Записная книжка писателя 1939–1940 годов)», лекция Ивана Назарова СМОТРЕТЬ
«Булгаков и Мелик-Пашаев. История дружбы», лекция Ивана Назарова СМОТРЕТЬ
«Дневник Булгакова», лекция Марии Котовой СМОТРЕТЬ
«Мариэтта Чудакова — Юрий Лотман. Переписка», лекция Марии Мишуровской СМОТРЕТЬ
КАК ПОПАСТЬ В НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР МУЗЕЯ БУЛГАКОВА
АДРЕС:
Москва, Большой Афанасьевский пер., дом 35-37с4 (вход со стороны Староконюшенного переулка).
ПРОЕЗД:
пешком со Старого Арбата (станции метро «Смоленская», «Арбатская») — в Староконюшенный переулок до дома № 32, далее по дорожке вверх, мимо Галереи современного искусства; или с Большого Афанасьевского переулка (от станции метро Кропоткинская) — во двор за школой № 1231.