ПРОЕКТЫ:
Снимок экрана 2016-07-26 в 17.57.23

Москва Михаила Булгакова

Первый в России исследовательский и образовательный мультимедийный проект, посвященный булгаковский местам. Проект включает печатную карту-путеводитель, навигационное мобильное приложение и сайт о булгаковской Москве.

16 072

«Дьяволиада» в деталях

1295

 

Музей М. А. Булгакова приглашает на выставку «ДЬЯВОЛИАДА» В ДЕТАЛЯХ. Выставка посвящена истории публикации первой повести Михаила Булгакова, написанной в квартире №50 дома 10 по Большой Садовой, и шире — сотрудничеству писателя с издательством «Недра» и лично Николаем Ангарским. Талантливый редактор и влиятельный большевик, друг Ленина и Каменева, Ангарский стал главным издателем ранних московских произведений Булгакова. Именно он сумел сделать Булгакова известным широкому кругу читателей, протащив через цензуру повести «Дьяволиада» (1924) и «Роковые яйца» (1925). «Дьяволиада» стала первым обращением Булгакова к жанру фантастики и фантасмагории: повесть открывает целый пласт в творчестве писателя, а история ее публикации представляет собой полный загадок запутанный сюжет.

Зимой 1924 года повесть печатается в 4-м выпуске литературного альманаха «Недра», а через год выходит отдельным изданием. Булгаков впервые видит свою фамилию на обложке книги. Однако очень скоро в прессе появляются ругательные рецензии, а буквально через пару месяцев весь тираж конфискуется ОГПУ. Конфискация книги, разрешенной Главлитом (главным цензурным органом страны) – настоящий скандал в издательском мире 1920-х годов.

Центральными экспонатами выставки стали те самые первые издания: и альманах «Недра», и сборник «Дьяволиада» из первого конфискованного тиража – невероятная редкость, которую недавно удалось найти и включить в коллекцию Музея.

«ДЬЯВОЛИАДА» В ДЕТАЛЯХ – третий сюжет выставочного цикла «Слова и вещи: открытие коллекции». СМЕНА СЮЖЕТА в рамках цикла – экспериментальный для Музея М. А. Булгакова формат, включающий не только открытие новой выставки, но и закрытие предыдущей: возможность еще раз взглянуть на экспонаты перед их возвращением в фонды музея.