ПРОЕКТЫ:
Снимок экрана 2016-07-26 в 17.57.23

Москва Михаила Булгакова

Первый в России исследовательский и образовательный мультимедийный проект, посвященный булгаковский местам. Проект включает печатную карту-путеводитель, навигационное мобильное приложение и сайт о булгаковской Москве.

16 176

Коридор

1г Большая Садовая, 10_коридор2

 

Стойка для зонтов

Гнутое дерево. Начало ХХ века, Россия.

 

«…Вся большая и полутемная передняя была загромождена необычными предметами и одеянием. Так, на спинку стула наброшен был траурный плащ, подбитый огненной материей, на подзеркальном столике лежала длинная шпага с поблескивающей золотом рукоятью. Три шпаги с рукоятями серебряными стояли в углу так же просто, как какие-нибудь зонтики или трости. А на оленьих рогах висели береты с орлиными перьями.» Такой увидел прихожую сомнительной квартиры №50 буфетчик Варьете Андрей Фокич Соков. Теперь здесь стоит стойка для зонтов и тростей (а, быть может, и шпаг), принадлежавшая М.А. Булгакову и Е.С. Булгаковой, из их квартиры в Нащокинском переулке.

Поступила в фонды музея в 2010 г. от Тарасевичей.

 

Круглый столик

Дерево, мрамор, перламутр. Резьба, инкрустация. Середина 19 века, Европа.

 

Благодаря сохранившимся фотографиям последней квартиры Булгакова в писательском доме в Нащокинском, мы точно знаем, что этот столик стоял точно также в прихожей, и над ним висело большое зеркало в тяжелой резной раме. На нем Булгаковы оставляли друг другу и домработнице записки, ставили сумки и вазы с цветами… Потом, уже после смерти писателя, Елена Сергеевна Булгакова забрала этот столик на новую квартиру и потчевала за ним гостей виртуозно сваренным кофе. У этой вещицы явно была драматическая судьба: в какой-то момент столику подпилили ножки и теперь уже вряд ли возможно посидеть за ним как раньше…

Поступил в 2010 году от семьи Тарасевичей.

 

Овальные окошки

 

Часто эти два овальных «иллюминатора» вызывают недоумение у посетителей и много фантастических догадок. Однако назначение их очень просто – напротив, через коридор, находились туалеты, тоже с окнами, и это была лишь возможность экономить электричество и осветить ватерклозет. Такая система использовалась в жилых домах очень часто, вплоть до 1960-х годов. А вот необычная форма – это особенность именно пигитовского дома, дань архитекторов Э. Юдицкого и А. Милкова стилю модерн.