ПРОЕКТЫ:
Снимок экрана 2016-07-26 в 17.57.23

Москва Михаила Булгакова

Первый в России исследовательский и образовательный мультимедийный проект, посвященный булгаковский местам. Проект включает печатную карту-путеводитель, навигационное мобильное приложение и сайт о булгаковской Москве.

15 642

Онлайн-коллекция Музея Михаила Булгакова

Музей Михаила Булгакова представляет серию выставок на платформе “Музейная Москва онлайн”

banner_kollekcia

 

 

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЫСТАВКА «НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ — 2022»

 

Английская фарфоровая тарелка Булгакова и книга «Преступление в Сан-Франциско» из библиотеки на Пироговке, журнал «Красная панорама» 1925 года с рассказом писателя и отзыв на «Белую гвардию» в «Накануне», иллюстрация к «Мастеру и Маргарите» с изображением Ивана Бездомного в сумасшедшем доме и программка с премьеры булгаковской инсценировки романа Сервантеса, автограф Зощенко и фото Любови Белозерской на прогулке по булгаковским местам в Москве.
 
Выставка на портале «Музейная Москва онлайн» посвящена самым интересным вещам, попавшим в фонды Музея М.А. Булгакова в 2022 году.

 

 

 

ВЫСТАВКА «ЛУЧШИЙ ДРУГ БУЛГАКОВА — НИКОЛАЙ ЛЯМИН»
 

«Настоящий лучший друг» (как называл его Булгаков) Николай Лямин родился в 1892 году в Москве в известной купеческой семье Ляминых. Наиболее видным представителем рода был его дед Иван Артемьевич, владелец Покровской мануфактуры, меценат, а в 1871–1873 годы —Московский городской голова.

 

Лямин учился на историко-филологическом факультете Московского университета, где специализировался на западноевропейской, в первую очередь французской, литературе. Со студенческих лет занимался переводами.

 

К моменту знакомства с Булгаковым в середине 1920-х годов работал в Государственной академии художественных наук (ГАХН) и одновременно в библиотеке Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). В 1930-е годы, после закрытия ГАХН, целиком сосредоточился на библиотечной работе в различных советских учреждениях, в то же время не оставляя и научной деятельности.

 

Сохранилось несколько совместных фотографий Лямина с Булгаковым, две из них представлены на выставке. Переписка их была весьма обширна, но до нас дошли лишь 21 письмо Лямина Булгакову и 2 ответных булгаковских письма. Это связано с тем, что после ареста Лямина в 1936 году Наталья Ушакова по его распоряжению уничтожила булгаковские письма к нему.

 

Эта выставка была бы невозможна без Андрея Игоревича Стронского, внучатого племянника и наследника Н.А. Ушаковой, передавшего в Музей М.А. Булгакова архив Лямина и Ушаковой, документы из которого и стали основой выставки, и ныне покойного Леонида Константиновича Паршина, первого исследователя и систематизатора этого архива.

 
 

ВЫСТАВКА «МУЗЕЙ БУЛГАКОВА В НЕХОРОШЕЙ КВАРТИРЕ: ИСТОРИЯ И ПРЕДЫСТОРИЯ»
 

15 лет назад, 26 марта 2007 года, городские власти приняли решение о создании музея Михаила Булгакова. Но история музея началась гораздо раньше. Еще в конце 1970-х — начале 1980-х годов в подъезд № 6 дома 10 на Большой Садовой, к квартире 50 — первому московскому жилищу писателя, описанному им в «Мастере и Маргарите», — стали приходить первые посетители.

 

Так как попасть в мемориальную квартиру тогда было почти невозможно (ведь здесь по-прежнему была коммуналка), местом встречи поклонников писателя стала «нехорошая» лестница. На ее стенах скоро появилось множество надписей и рисунков.
В 1983 году квартиру 50 занял Гипротехмонтаж — один из отделов Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР, тогда как остальные квартиры в подъезде еще долго оставались жилыми. Стремительно преображавшаяся лестница, почти не утихающая и довольно шумная жизнь на ней не нравились жителям, и они совместно с коммунальными службами закрашивали стены, стараясь вернуть прежний порядок. Однако приходили новые и новые посетители и продолжали рисовать — так под нынешним слоем краски и росписей оказалось спрятано несколько разных слоев.
Интерес к писателю и особенная жизнь подъезда не могли не коснуться квартиры 50.

 

Первой, кто задумался о музее, стала сотрудница Гипротехмонтажа Наталья Романова. Она начала собирать материалы по Булгакову, вешать их на стены своего рабочего кабинета, впускала в квартиру гостей подъезда и пыталась договориться с жителями. Позже она добилась разрешения провести ремонт в одной из комнат (сейчас в ней располагается макет дома) и создать экспозицию, посвященную Булгакову.

 

В 1990 году Институт покинул квартиру, а в 1994-м в нее вселился Фонд М.А. Булгакова под руководством булгаковеда Мариэтты Чудаковой. Вместе с фондом над созданием будущего музея-квартиры работали самые разные творческие люди, здесь постоянно проходили выставки, литературные вечера и концерты.

 

Именно фонд в 1997 году восстановил планировку булгаковских времен и открыл доступ в комнату писателя (Булгаков занимал только одну комнату в большой коммуналке), а в 2003-м осуществил ремонт всей квартиры, находившейся до этого в довольно плачевном состоянии. И главное — в 2007 году фонд добился официального открытия (регистрации) музея писателя.

 

Мы предлагаем рассмотреть фотографии, рассказывающие историю появления музея в «нехорошей» квартире.

 

 

 

ВЫСТАВКА «НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ МУЗЕЯ М.А. БУЛГАКОВА»
Выставка “Новые поступления Музея М.А. Булгакова” представляет часть предметов, поступивших в музейное собрание в 2019 году. На выставке представлены: книги, архивные документы, фотографии, предметы графики, автографы и мемориальные вещи. Каждый предмет уникален и имеет непосредственное отношение к творчеству Михаила Афанасьевича Булгакова. Музей выражает благодарность:
Кире Тимофеевне Добряковой (театральному художнику из Ленинграда, где состоялась одна из первых постановок по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце», 1988 г.) за щедрый дар музею — рабочие эскизы театральных костюмов; Александру Александровичу Курушину (художнику и другу поздних лет Любови Евгеньевны Белозерской-Булгаковой, второй жены писателя) за дар меморий из квартиры Булгаковых на Большой Пироговской ул.; Александру Александровичу Мелик-Пашаеву (доктору психологических наук, сыну главного дирижёра Большого Театра А.Ш. Мелик-Пашаева — друга М.А. Булгакова) – за подаренное музею нотное издание с дарственной надписью М. Булгакова А. Мелик-Пашаеву; Борису Олеговичу Уборевич-Боровскому (профессору МАРХИ, внуку комкора И.П. Уборевича, дочь которого, Владимира Иеронимовна Уборевич, оставила свои воспоминания в письмах, опубликованных в книге «14 писем Елене Сергеевне Булгаковой») – за переданные музею письма В. Уборевич к Е. Булгаковой; Виктору Владимировичу Юхту (потомку семьи Лаппа, из которой происходила первая жены писателя Татьяна Николаевна Лаппа) – за подаренные музею фотографии её отца.
А также Музей благодарит сотрудников, которые принимают большое участие в комплектовании коллекций.

 


Куратор: Ирина Чупина
Авторы легенд: Иван Назаров, Елена Михайлова

 

 

ВЫСТАВКА «”СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ” В САМИЗДАТЕ»
Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» была написана в 1925 году, а напечатана в СССР только в 1987-м. Между ними пролегает большая история попыток напечатать повесть при жизни писателя и после его смерти. Вдова писателя Елена Сергеевна приложила много усилий, чтобы Булгакова начали печатать, чтобы его неизданные произведения увидели свет. Несмотря на репутацию антисоветской, запрещенной вещи, «Собачье сердце» все равно находило своего читателя — текст расходился в многочисленных самиздатах, копировался и даже переписывался от руки.

 


Куратор и автор легенд: Мария Котова

 

 

ВЫСТАВКА «ИСТОРИЯ ФАБРИКИ “ДУКАТ”»
История фабрики тесно переплетена с историей дома № 10 по Большой Садовой, где находится Музей М.А. Булгакова. Основана она была в 1891 году караимским купцом Ильей Давидовичем Пигитом (1851—1915). Через 12 лет Пигит приступил к строительству доходного дома на Садовой – в непосредственной близости от фабрики. В советское время в многочисленных коммунальных квартирах дома № 10 проживали сотрудники и рабочие фабрики. Местные дети ходили в детский сад при фабрике, посещали кружки в фабричном клубе, ездили в летний лагерь «Дуката». Когда в 2016 году фабрика закрылась, часть архива перешла Музею М.А. Булгакова.

 


Куратор и автор легенд: Дмитрий Опарин