ПРОЕКТЫ:
Снимок экрана 2016-07-26 в 17.57.23

Москва Михаила Булгакова

Первый в России исследовательский и образовательный мультимедийный проект, посвященный булгаковский местам. Проект включает печатную карту-путеводитель, навигационное мобильное приложение и сайт о булгаковской Москве.

15 642

В ЦЕНТРЕ НА АРБАТЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА «КАКАЯ-ТО КАРИКАТУРА, ВОЗМОЖНО, ЗАМЕТКИ»

Новая выставка посвящена шаржам на знаменитую фотографию писателя в монокле в журналах 1920-х годов


Слайдер_карикатура_2076х720_утв-01
 
Куратор — Мария Котова
 
Даты проведения: 02 апреля – 30 июня 2024 года
 
Место проведения: Научно-просветительский центр музея М.А. Булгакова по адресу: Большой Афанасьевский пер., дом 35-37с4 (вход со стороны Староконюшенного переулка)
 
Вход на выставку свободный
 
 
В марте 1932 года Михаил Булгаков пытался выяснить причины запрещения пьесы «Мольер» для постановки в Ленинградском Большом драматическом театре, несмотря на то, что цензура ставить пьесу разрешила. Отчаявшийся писатель просил своего друга Павла Попова: «…может быть, Вы видели в ленинградских газетах след этого дела? Примета: какая-то карикатура, возможно, заметки. Сообщите! Зачем? Не знаю сам. Вероятно, просто горькое удовольствие еще раз взглянуть в глаза подколовшему». Из этой цитаты выросла идея и название выставки.
 
Михаил Булгаков фотографировался в разных ракурсах и в разных обстоятельствах — он любил подписывать и дарить свои фотографии родным, друзьям и знакомым. Некоторые фотографии попадали в печать, но по-настоящему знаменитым Булгакова сделала одна-единственная фотография и она же стала основой для карикатур и шаржей на писателя.
В сентябре 1926 года перед премьерой своей дебютной пьесы «Дни Турбиных» в МХАТ Михаил Булгаков сфотографировался в монокле (в 1920-е годы на многих карикатурах это была отличительная черта буржуя и нэпмана). Фотография Булгакова в монокле быстро разошлась и стала известной, вызвав негодование критиков и ужас друзей писателя. Позднее Валентин Катаев вспоминал: «Я говорю: „Что такое? Миша! Вы что, с ума сошли?“ Он говорит: „а что? Монокль — это очень хорошо!“»
 
На долгие годы эта фотография стала визитной карточкой писателя. Даже в 1930-е годы его жена Елена Сергеевна отмечала в дневнике: «В многотиражке „За большевистский фильм“ напечатано несколько слов М. А. о работе над сценарием „Мертвых душ“ и — портрет М. А. — в монокле! Откуда они взяли эту карточку?!»
 
На выставке вы увидите знаменитую фотографию 1926 года, копии карикатур из журналов («На литературном посту», «Экран», «Комсомолия», «Крокодил») и цитаты современников Михаила Булгакова.
 
6+