ПРОЕКТЫ:
Снимок экрана 2016-07-26 в 17.57.23

Москва Михаила Булгакова

Первый в России исследовательский и образовательный мультимедийный проект, посвященный булгаковский местам. Проект включает печатную карту-путеводитель, навигационное мобильное приложение и сайт о булгаковской Москве.

15 620
19 мая 2016 19:00

Спектакль «Морфий»

Психологическая драма по пьесе М.Булгакова в Государственном театре киноактера.


В Государственном театре киноактера готовятся отметить 125 летие выдающегося писателя XX века Михаила Булгакова спектаклем «Морфий». Премьера состоится 19 мая.

 

Это – режиссерский дебют Аллы Мусихиной, выпускницы мастерской Бориса Григорьева и Марины Яковлевой. Молодой режиссер исследует не только тему наркомании – от лица своего поколения, задача глубже: «Морфий» – своеобразный анамнез распада человеческой личности. Время и место действия не так важны. Важно честно и прямо ответить на вопрос: почему человек идет на самоубийство. Разрешение этого вечного вопроса должно выйти за пределы полуторачасового спектакля – на это очень рассчитывают авторы постановки. Спектакль «Морфий» – не физиологичный рассказ о наркомане, это драматическое повествование о схватке ангелов и демонов в одном человеке.

 

Основная задача тела – жизнь. Основная задача личности, духа – самореализация. Но булгаковский герой, небесталанный, с развитым умом, отзывчивой душой – несется в черную пропасть морфинизма, будто его влекут силки. Внешние мотивы просты и понятны: расставание с любимой женщиной, с любимым городом, страшное лицо глухой провинциальной жизни, с ее тупой беспросветностью, в которой образованный, тонкий человек теряет себя. Да, герой молод, энергичен, а в деревне – пустота, «снежный гроб». И постепенно энергия тает, одиночество наплывает как грозовая темная туча, а в области желудка появляются боли, унять которые можно лишь морфием. Так начинается повествование, в котором кто-то может узнать знакомую картину собственного отчаяния.
Внутренние проблемы истории куда сложнее. Мы видим классическую схему борьбы и поражения там, где ставка даже – не проигранная судьба, а сама жизнь. Искусство жить для самого себя – а это начало пути к победе над внутренними демонами, герою не подвластно. Потому внутренние резервы оказались не востребованы, счастье, которое дается трудом и любовью, обошло.

 

Михаил Булгаков сам пережил наркозависимость. «А может быть еще можно спастись?» – это не просто цитата дневника из «Морфия» – это цитата из жизни самого писателя. В период работы земским врачом Булгаков, заразившись дифтеритом, спасался от болей морфием и пристрастился к наркотику. Подробное, совершенно физиологическое, булгаковское описание воздействия наркотика на тело и душу можно считать энциклопедией деструкции. Для первой жены писателя Татьяны Лаппа период морфинизма Булгакова стал кошмаром: «…Кололся дважды в день, лекарство скоро кончалось. «Ищи другую аптеку!» Чуть ли не по три часа ходила. А он на улице стоял, меня ждал. Жалкий был, несчастный… Господи, сколько его уговаривала. Хотела все бросить и уехать! Но как я его оставлю, кому он нужен?». Общение с призраками прекратилось лишь в результате большой работы любящей женщины: Татьяна постепенно уменьшала дозу наркотика в растворе, в конце концов, полностью заменив его дистиллированной водой.

 

Михаил Булгаков поставил литературный «памятник» на морфинистском периоде своей биографии, рассказ «Морфий» был впервые опубликован в 1927 году в журнале «Медицинский работник». Брак с Татьяной Лаппа распался. «Записки врача» стали первым опытом прозы доктора Булгакова, открыв миру Булгакова-писателя.
Тема психоделии, фантасмагорического транса – неисчерпаемый кладезь аудиовизуальных возможностей в театре. Режиссер предполагает решить художественное пространство лаконично, практически не используя декорации – лишь минимум деталей реального быта, которые постепенно будут исчезать из поля зрения, стираться из памяти героя, вытесняться наркотическими образами, создаваемыми дьявольской игрой света и звука, пока смерть не овладеет им.
Театр киноактера впервые берется за столь трудную, психологически насыщенную тему. Остается надеяться, что творческий замысел и молодая энергия создателей спектакля поднимут «Морфий» на новую степень откровения.

 

Продолжительность 1 час 30 минут без антракта.

 

Доктор Поляков – Михаил Эдлис
Альтер Эго – Сергей Хачатуров
Анна Кирилловна – Полина Борунова
Доктор Бомгард – Владислав Юдин
Хирург,он же Психиатр – Владимир Михельсон
Сиделка – Юлия Серина
В видео снимались:
Амнерис- Ирина Ефремова
Смерть – Инна Выходцева

 

Режиссер-постановщик Алла Мусихина
Художник Мари Псарёва
Балетмейстер Давид Цигнадзе
При поддержке LOFTMASTERS
Аксессуары – Катя Стул
Музыка – RyanOtter , Massive Attack
Пом.режиссера- Денис Погодин
Художник по свету и видеографике – Александр Буханцев
Звукорежиссер – Александр Иванов

 

Премьера спектакля 19 мая 2016 года