ПРОЕКТЫ:
Снимок экрана 2016-07-26 в 17.57.23

Москва Михаила Булгакова

Первый в России исследовательский и образовательный мультимедийный проект, посвященный булгаковский местам. Проект включает печатную карту-путеводитель, навигационное мобильное приложение и сайт о булгаковской Москве.

7 052

Музыкальный вечер в Новой Третьяковке (Государственная Третьяковская Галерея на Крымском Валу)

Музыкальный вечер, посвященный русскому искусству первой половины ХХ века. После показа фильма просветительского проекта Arzamas Academy «Самая быстрая история русского искусства ХХ века», позволяющего увидеть общий контекст авангардного искусства, состоится концерт МАСМ (Московского ансамбля современной музыки). >>>

 

Примус. Культура, быт, образ

Реклама примусов 1900-1930-х годов, примусы, поэзия и проза.

О новом нагревательном приборе для приготовления пищи мир узнал в 1892 г., когда изобретатель швед Франц Вильгельм Линдквист вместе с кузнецом Свенсоном запатентовали свое изобретение – бесфитильную горелку, работавшую на жидком топливе. В первый год работы основанная Линдквистом фирма Primus состояла всего из 7 мастеров и выпустила за год 1204 горелки. Имя фирмы дало название своим изделиям – известным нам «примусам».
Возможность вскипятить воду или приготовить пищу за несколько минут стала сенсацией. Так горелки «Примуса» завоевали мир.

 

 

Несмотря на то, что прибор был компактен и прост, он был капризен и требовал сноровки в использовании. Не каждая хозяйка умела обращаться с этим прибором, разводить примус нередко вменялось в обязанность мужьям. Часто неправильное и неумелое использование прибора приводило к взрывам и пожарам.

 

 

Помимо всемирно известной фирмы Примус на мировом рынке появились аналоги этого прибора, производимые в Англии, Германии и других европейских странах. В самой Швеции постепенно стали появляться заводы, также специализирующиеся на производстве горелок: Optimus, Radius, Sirius, Sievert, K.F. Erikssons и т.д. Примусы брали с собой в экспедиции на Северный полюс, их экспортировали в Азию и Европу, в США и Австралию. Так примус, следуя своему названию (primus по-латыни – «первый, главный, лучший») занял действительно первое место на кухнях всех континентов.

 

 

Благодаря тесным торговым связям со Швецией в Россию прибор попал в 1893 г., т.е. уже на второй год серийного производства примусов, а уже с начала ХХ века стал пользоваться особой популярностью. 1920-1930-е годы стали своего рода «эпохой» примуса. Прибор считался неотъемлемым элементом советской коммунальной кухни. Чтобы снабдить городское население незаменимым прибором, в России наладили собственное производство примусов на меднообрабатывающем заводе в поселке Кольчугино (с 1922 года) и на Тульском патронном заводе (с начала 1930-х годов). В Советской России примус стал даже символом эпохи, о чем свидетельствует неоднократное появление прибора в отечественной прозе и поэзии 1920-30-х годов. О нем писали Зощенко и Мандельштам, Хармс и Булгаков, Заболоцкий и Цветаева, Маяковский, Ильф, Петров, Агнивцев и многие, многие другие. Он стал страшноватым образом времени, такого же, в сущности, взрывоопасного и шумного… Век примуса был недолгим, но именно благодаря искусству прибор по праву стал символом первой половины ХХ века. Постепенно на кухне примус был вытеснен газовыми и электрическими плитами и стал использоваться как туристический и экспедиционный прибор. Но остались стихи и проза – потому что рукописи, как известно не горят. Даже на примусе.

Создатели: Александра Селиванова, Ольга Филонова